- Вкладка 1
Если выбирать одну тему по экономике, о которой обязательно должны знать все неэкономисты, то я бы выбрала альтернативные издержки, или альтернативную стоимость. Это вообще моя любимая тема, потому что я считаю, что выбор есть всегда и у выбора есть цена. Обычно со студентами мы начинаем с примера: 8:45, у нас первая пара, и вот вы мужественно собрали волю в кулак и пришли, но у вас же есть плата за это решение, правда? Вот чему равна альтернативная стоимость вашего решения сейчас приращивать человеческий капитал? Самый популярный ответ в студенческой аудитории — поспать. И вот эту вещь понимают все люди. Поэтому все остальные ситуации: я не подготовился, потому что не мог, и выбора не было, — нет, ребят, выбор есть всегда. Возможно все, вопрос в цене — как бы цинично это, может быть, в некоторых моментах ни звучало. Потом, конечно, начинаются более сложные примеры, в том числе издержки, когда у фирмы есть разные варианты и она принимает инвестиционные решения, тратить ли деньги сейчас, чтобы получить потом, и обучать ли работника. У всего есть цена. Я считаю, что это вообще универсальная идея, применимая практически для любой сферы — и поплакаться подружкам, и принять профессиональное решение.
Экономика — это про жизнь. Поэтому я считаю, что ее надо изучать. Хотя я не очень поддерживаю идею поиска конкретных утилитарных вещей и полезностей в краткосрочной перспективе. Что если это мне полезно прямо сейчас и приносит благо, то я буду этим заниматься, а если вдруг это мне неприятно и я сейчас не очень вижу пользу, то я не буду этим заниматься. Потому что на самом деле мы не знаем, что и когда нам пригодится. Когда я в свое время приехала на программу «Микроэкономика» от Фонда Егора Гайдара и Российской экономической школы, я вообще-то понимала, что я такой микроэкономикой не занимаюсь, у меня были только студенты-неэкономисты и в принципе они мне не светили. Не было очевидных причин изучать микроэкономику для экономистов с такими сложными моделями. Но прошло два года — и появились другие возможности. Поэтому я считаю, что бесполезных знаний нет. То есть если я не вижу, как это можно использовать прямо сейчас, это еще не значит, что не стоит тратить усилия на то, чтобы что-то узнать о мире. И в этом плане экономика, как и другие общественные науки, расширяет наши представления о нем.
У меня были слушатели, которые в начале курса заявили: «Нет, экономика — это не наука». И я подумала: «Господи, как я буду читать в этой группе оставшиеся двадцать часов». У меня же была запланирована тема про монополии с соответствующими графиками, и если у нас экономика не наука, а я еще и нарисую довольно абстрактную картинку, то дальше у меня просто никого не останется. Но когда я нарисовала эту картинку, мне сказали: «О, так вот же она, наука». Поэтому я думаю, что мы тоже находимся в плену определенных предубеждений и предпосылок, которые на самом деле надо периодически пересматривать. Мы работаем с людьми, которые в этом плане несут нам много открытий дивных. Хотя мне, наверное, повезло, и у меня никогда не было жесткой конфронтации, чтобы студенты массово попадали в фазу отрицания и чтобы эти конфликты были неразрешимы. Я периодически вижу, как студенты мигрируют в огромной аудитории и к середине семестра с задних рядов подтягиваются к первым. Значит, кто-то что-то для себя находит. Главное, отвечать на возникающий интерес, дискутировать и обсуждать какие-то вещи, которые, может быть, даже не имеют отношения к курсу, и тогда все будет нормально.