«Думать об эффективности — не самое плохое основание для принятия решений»
- Вкладка 1
Если у меня появляется возможность рассказывать об экономике неэкономистам, прежде всего я говорю о том, что, в сущности, мы смотрим на одни и те же вещи, просто с разных сторон. Экономисты на все смотрят с точки зрения затрат и выгод, наш бог — эффективность. Но это не имеет ничего общего с меркантильностью и, например, с обвинениями экономистов, что они ориентированы только на деньги. Пожалуй, это основная мысль, которую я бы хотела донести.
Я считаю, что экономика должна быть частью общей культуры — я бы вообще ее выносила в школы как часть культуры и компетенций гражданина, который начинает жить и принимать самостоятельные решения. Думать об эффективности — не самое плохое основание для принятия решений. Если бы все или достаточно большое количество людей в нашем обществе руководствовались такими соображениями и задумывались о последствиях своего выбора, затратах, которые этот выбор несет, а также издержках и выгодах сейчас и потом, то я думаю, нам всем было бы лучше.
Я преподавала в школе десять лет и сейчас уже как сотрудник университета продолжаю работать над тем, чтобы наши школьники получали представление об экономике. Меня, может быть, не всегда здесь волнует история мотивированных, склонных выбрать эту профессию школьников, чтобы поддержать их и привести к нам на факультет. Это отдельная история. Хотя, конечно, все работающие в вузе мечтают об этом. Но мы много делаем и для того, чтобы экономика расценивалась как часть необходимого общего образования. Например, мы написали классный учебник для 8-9 класса по экономике, который отличается от мейнстрима как раз тем, что он не дает мини-версию экономической теории, а показывает экономику за порогом дома. А на эту основу в старших классах уже можно наложить экономическую теорию для тех, кто заинтересуется и пойдет дальше.
В университете я тоже работаю с неэкономистами, преподаю в магистратуре по журналистике основы менеджмента. Считаю, что, может быть, журналисты и могут быть достаточно самоорганизованными творчески людьми, но показать им простые приемы эффективного принятия решения все равно полезно. И мой опыт работы с ними показывает, что это воспринимается очень позитивно. Потому что на самом деле вот ты вышел, рассказал красивую выхолощенную теорию, ты на коне, но это ничего особо не дает. И я понимаю, что вызов и мастерство — сделать по-другому. Мне очень импонирует идея подачи любого материала через данные. Например, вы можете рассказать о спросе и предложении, показать равновесие по Маршаллу и Вальрасу, свести паутинообразную модель. А можете показать две стороны динамики чего-нибудь. Скажем, женщин, которые становятся домохозяйками, и погоды — и вырулить через это на много разных моментов, поразмышлять, есть ли связь между этими вещами и как мы вообще можем узнать, связаны ли вещи.
Любой человек в своей жизни так или иначе столкнется с экономикой. Он будет играть экономические роли как наемный работник, как потребитель, как гражданин государства, которое проводит какую-то политику, и так далее. То есть мы все неизбежно научаемся этим компетенциям, принимаем решения и часто в общем-то неплохо справляемся. Но мне кажется, что современная экономика слишком сложна для того, чтобы человек мог через повседневный опыт выстроить для себя адекватную картину, как это в принципе может работать, чтобы принимать более-менее валидные, устойчивые и долговременные решения. Поэтому это нужно показывать. Иначе каждый оказывается в ситуации ощупывания слона в темной комнате. Что ощупал, чему в своей жизни научился, про то и думает, что это и есть экономика. Но экономика — это целый слон, которого он просто не видит.