«Прежде чем вы решите какую-то идею реализовать, посмотрите, чего вам это будет стоить»
- Вкладка 1
Очень часто бывает, что в небольшом курсе, который читается для студентов-неэкономистов, преподаватель хочет дать абсолютно все. Курс на два семестра запихнуть в один. К сожалению, этот подход не миновал и меня, и я тоже пытаюсь рассказать про все сразу. Особенно когда есть презентации, которые позволяют держать высокий темп подачи материала. Но в последнее время я стала думать о том, что, может быть, стоит снизить темп и не пытаться говорить обо всем. Ведь, слушая все подряд, студенты могут просто пролететь мимо курса.
Основной вещью, которую, я считаю, студентам неэкономических специальностей надо знать, может быть даже не глобальное экономическое знание, а понимание выгод и издержек на уровне разумного подхода. На микроуровне, на макроуровне. Потому что в любом случае решения принимают люди. И даже если это организация, все равно она сравнивает то, что тратит, и то, что получает. В принципе, это именно то, чем ценна экономика. Нашим студентам технических специальностей мы говорим: прежде чем вы решите какую-то идею реализовать, посмотрите, чего вам это будет стоить и какие у нее глобальные перспективы. И хотя это знание лежит на поверхности, я считаю, что оно должно проходить сквозной нитью в любом курсе.
Обычному человеку, я думаю, и не нужно знать основы экономики именно в научном плане. Потому что экономическая теория как дисциплина имеет свой инструментарий, и для того, чтобы этот инструментарий понять, освоить и принять, требуется достаточно длительный период. То есть надо не просто рассказать, но еще показать и научить применять в конкретных ситуациях. Поэтому, наверное, обычным людям нужно иметь представление о неких идеях, которые позволят избежать каждодневных ошибок.
По большому счету, экономика ничего нового не придумывает. Она просто дает инструментарий для того, чтобы увидеть в какой-то сложной ситуации экономические стимулы, изобразить их в виде графика или таблицы, придать проблеме структуру и принять взвешенное решение. Не кидаться из стороны в стороны, а применить весь этот инструментарий и сказать: если все решили вкладывать деньги вот в это, я этого делать не буду, потому что доходность снизится, и это не самый лучший вариант сейчас.
Иногда это называется финансовой грамотностью, но я не считаю, что это только она. Это в принципе грамотность принятия решений, которые касаются ресурсов и возможностей. А это не всегда финансы, могут быть и время, и силы. Вот, например, я зачастую сталкиваюсь с тем, что, хотя считаю себя не последним человеком в планировании, не могу заставить себя следовать плану. Для меня у планирования оказываются слишком большие издержки. И мне важно — научиться каким-то образом распоряжаться теми ресурсами, которые у меня есть, для моих задач. Поэтому финансовая грамотность — лишь часть более широкого умения, умения распоряжаться своими ресурсами.